При изучении академического рисунка необходимо иметь ряд учебных и не только материалов. Просто наличием бумаги и кое-как заточенными карандашами уже не обойтись. И это не рекомендации. Это требования.
До меня понимание этого пришло спустя месяца три после начала рисования, как раз когда я перешел от рисования всего подряд по книгам для новичков к постижению изобразительного искусства проверенным не одним столетием методом, через, собственно, академическое образование. Ибо зачем изобретать велосипед, когда его уже изобрели и проверили до меня. Работает же. Взять любую фамилию и посмотреть биографию. От французских Бугро до русских Репиных - у кого за плечами высшая школа изящных искусств в Париже, у кого Императорская Академия художеств в Петербурге. За редкими исключениями все именно так. Ну а у меня за плечами будет интернеты. Не академия, конечно, но при правильном подходе не сильно хуже.
В самом начале понадобится всего ничего - модели геометрических фигур и мольберт. Можно дойти до ближайшего художественного магазина и закупиться гипсом. А можно и повременить с покупкой проф. материалов и сделать все своими руками, особенно если нет полной уверенности, насколько это далеко зайдет и не забросится ли через через несколько месяцев по вполне логичной причине "ну не мое это", за которой обычно скрывается обыкновенное "не потянул", хотя и не обязательно.
В общем, делаем все своими руками.
Модели геометрических фигур
Можно, конечно, пойти самым простым путем - посмотреть вокруг и взять в качестве цилиндра банку кофе, в качестве призмы упаковку из-под чая и так далее. Можно, но нежелательно.
Требований к этим фигурам не так уж и много: были бы по форме приближены к их идеализированному представлению, да и цвет чтобы имели белый матовый, т. к. на нем проще изучать законы светотени. Поэтому и делают их преимущественно из гипса.
А пачка из под чая что. И далеко не параллелепипед: часть граней немного выпуклые, другие немного вогнутые. И цвет совсем не белый. Обернуть офсетной бумагой? Вообще все криво получится, скорее всего.
Нет, конечно можно попытаться, но есть вариант гораздо лучше, а именно поклеить эти модели из бумаги. Что я и сделал.
Получилось вот так:
Пачка сигарет на заднем плане для определения соразмерности фигур.
Да, увлекся чуток. Так-то, двух кубов, цилиндра, конуса, пирамидки и пары призм было бы достаточно. Но я решил клеить все подряд, чтобы в будущем можно было составлять интересные композиции. Да и один и тот же цилиндр может быстро наскучить рисовать. А вот если есть два разных!
Развертки брал на сайте Paper Models of Polyhedra, качал нужные pdf, распечатывал, нарезал что ножом, что ножницами и клеил (клеем "Момент").
Признаюсь, времени и сил убил массу. Дня два, наверно, с утра до вечера. Но результат стоил того. Даже глаз радуют.
Отдельно надо сказать о бумаге, из которой следует клеить. Из простой офисной я бы не рекомендовал, рассыпется или погнется все, форму держать не будет. Как и из картона - слишком толстый. В идеале клеить из плотной чертежной бумаги. Я у себя в закромах нашел несколько блоков для черчения:
Которыми и воспользовался. Получившийся результат мне понравился.
Несколько советов по поклейке. То, что ребра, которые пойдут на сгиб, надо с обратной стороны продавливать (кончившейся шариковой ручкой, например, хотя я просто легонько проходился ножом), это понятно. Важен другой момент, который я сам не учел. При распечатке разверток тел вращения (цилиндры и конусы) оснований желательно печатать раза в два больше. Половина пойдет непосредственно на основания, а вторую половину надо вставить внутрь модели в качестве распорок, чтобы форма лучше держалась. Без этого все эти цилиндры выйдут немного помятыми и не очень ровными. Не смертельно, конечно, но если этого можно избежать, то почему бы и нет.
Сфера, шар. С этим сложнее. Из бумаги не склеишь, а фигура - основа основ, в основном на ней изучают светотень (блик, свет, полутона, собственная тень, рефлекс, падающая тень). Как вариант, взять что-нибудь круглое и покрасить чем-нибудь белым. Или воспользоваться вполне себе альтернативой - куриным яйцом, как сделал я.
Процесс до безобразия прост:
- Берем яйцо, самое большое, белого цвета.
- Тщательно его моем.
- Шилом или иголкой делаем два небольших отверстия с обоих концов, выдуваем содержимое.
- Через имеющиеся отверстия частично заполняем его водой, полощем, и так несколько раз, чтобы и внутри оно было чистым.
- Ну а теперь остается его только рисовать.
Что до бытовых предметов, то я думаю с ними проблем быть не должно. Можно брать все подряд, что имеет в себе читаемую форму и понятную конструкцию.
Те же чашки, чайники, вазы, бидоны, да что угодно.
Мольберт
Мольберт - нужен. Хотя многие, да и я в том числе, рисуют обычно на планшетах (или так называемых "клипбордах"):
Но в случае с обучением академическому рисунку планшет уже не так удобен. Ведь надо чтобы лист бумаги был постоянно перед глазами и под прямым углом, чтобы одновременно можно было смотреть как на рисуемый объект, так и на сам рисунок. Чтобы лист бумаги находится на расстоянии вытянутой руки (нужно рисовать не только кистью руки, но и от локтя и от плеча). Да и рисовать приходится долго, иногда по несколько часов за раз. Никаких сил не хватит столько времени держать планшет на коленях.
А мольберт это что? Ну, слово само по себе звучит забавно и как-то по-художески, но по сути это просто доска и не более того. Да что там, в качестве мольберта можно использовать стену или шкаф, крепя скотчем на них лист бумаги, только что головой крутить придется. Но суть понятна.
Лично я в качестве мольберта использую оставшийся после ремонта лист гипсокартона, который кладу на стул:
Нормальный такой мольберт получается. Во всяком случае меня на данный момент устраивает.
Понятное дело, что все это промежуточный вариант, и рано или поздно все равно придется и покупать нормальный мольберт (удобней же), и закупаться гипсом (не думаю, что капитель или голову римлянина в натуральную величину можно будет склеить из бумаги), и переходить с формата А4 на А3 и ниже.
Но это все будет тогда, когда получится провернуть через себя самые что ни на есть основы. А дальше выбора уже и не останется, что делать. Идти в пластическую анатомию, что и потребует покупку разных черепов и голов. Иначе смысл. Ведь конечная цель академического художественного образования - научиться рисовать человека (и как следствие - любые другие сложные объекты). И все эти кубы и прочие натюрморты рисуются не для того, чтобы научиться рисовать все эти кубы и прочие натюрморты, а чтобы получить знания и опыт, которые пригодятся при изображении человека. Если не стоит цели рисовать людей (или рисовать вообще), то и мучить себя кубами и вазами не особо стоит, так-то. В противном же случае крайне глупо сходить с дистанции на этом можно сказать завершающем этапе по причине отсутствия желания обставлять свою комнату гипсовыми фигурами. Искусство требует жертв, но благо не таких и больших, чтобы стать реальным препятствием. Так что главным в обучении рисованию все также остается одно лишь желание. И не более того.
Комментарии
Замечательная статья!) Нашла много полезного для себя. Спасибо Вам)
Не за что! ^_^
Спасибо! Очень вдохновляет Ваше изобилие собственноручно сделанных фигур. Пошла клеить. Ещё порадовало, что не одна я такой псих, который, если берётся за дело, то основательно, а не 4 часа на геометрические фигуры - и погнали дальше, как в большинстве художественных студий. Верю, что у Вас всё получилось!
Не за что!
Дополню пост - большие фигуры (15+ сантиметров) тоже не помешало бы поклеить, т. к. на маленьких перспективные сокращения ну вообще практически не видны.