Публикую отдельно, т. к. там есть ответы и на мои вопросы (а так, конечно, имеет смысл ознакомиться со всеми выпусками).
С 1:15 по 7:10 (про Николаидиса, рисование по представлению, капители и рисование с фото референсов).
Спрашивал в комментариях к прошлому видео, там тоже получил ответы. Перепечатаю, пожалуй:
Q: Знаете ли вы о книге Кимона Николаидиса "Естественный путь к рисованию" и если да, то какое ваше отношение к ней. В ней ставится во главу угла совсем другой подход, чем в классической школе, а именно делается акцент на контуре предметов и их движении. Книга является своего рода учебником с большим количеством заданий (например, предугадывать и рисовать движение фугуры, которое приняла бы модель через несколько секунд).
A: Я считаю, что Николаидис ничего нового не изобрел, просто вычленил из классики, а точнее из наброски те аспекты, которые обычно меньше обсуждаются и сделал на них акцент. Возможно, он сам считал, что изобретает что-то новое. Время было такое - Америка, начало 20в. Все пытались замутить что-то новое, чтобы привлечь публику.
Q: Если одной из основных целей является рисование не только с натуры, но и по представлению, то в каком направлении лучше двигаться и что изучать? К примеру, для изображения головы человека в произвольном ракурсе с должной степенью реалистичности. Т. е. понятно, что надо хорошо знать анатомию, строение, перспективу, свет, уметь все упрощать, регулярно рисовать по представлению, начиная с композиций из геометрических примитивов и т. д. Но может есть какие-то базовые советы, т. к. "набрасываюсь" сразу на все и по итогу ничего же и не осваиваю.
Регулярная работа с натурой дает в этом отношении мало, знания об окружающем мире накапливаются, конечно, и уровень владения рисунком постепенно растет, но вот при попытках что-то изобразить из головы выходит так, будто карандаш взял в руки только вчера.
A: Практикуйтесь. Натюрморты-то освоили?
Q: Являются ли такие гипсы, как розетки, капители, отдельные части тела и т. д. обязательными или больше желательными? Можно ли их пропустить, перейдя от геометрических примитивов и бытовых предметов сразу к обрубовке, черепу и голове?
A: Запланируйте на геометрические тела и отдельные предметы полгода-год плотной работы, потом год на натюрморты в карандаше. Это при условии очень плотной работы и хороших преподавателей. Потом гипсовые головы. Параллельно с периода натюрмортов можно пробовать наброски.
Q: Сильно ли плохо рисовать по фотографиям? Имеется ввиду в качестве дополнения к работе с натурой, когда уже есть понимание формы, объема, этапах ведения рисунка и т. д. Иногда натуру найти сложно, и трудно не поддаться искушению делать наброски тех же фигур и голов с монитора.
A: Знаете, вы меня пугаете словами "уже есть понимание формы, объема, этапах ведения рисунка". Оно ведь приходит через очень много лет на самом деле)
Плохо потому, что этим подменяется рисование с живой натуры.
Обычный сценарий такой: "Ну геометрические тела я уже освоил. Никому не покажу, но буду считать, что освоил. Так, ну предметы я уже попробовал, мне явно надо рисовать гипсовые головы. Но голов у меня нет и живой натуры тоже. А еще у меня нет кружка рисунка в моем городе. И буду я рисовать с фотографий, а лучше - с видеоуроков." А потом выясняется, что человек кубик не может нарисовать.