О сайтах и не о сайтах

Теперь и в tg!

tg

Переехал с твиттера на t.me/tulvit_blog, если что.

Рисование: книги для начинающих

Книг для начинающих рисовать много. Десятки их, если не под сотню. Но среди всего этого обилия сильно выделяются только три из них, которые уверенно занимают весь топ-3 мест в списке обязательных к прочтению любому новичку. Список этот, к слову, и состоит всего из трех позиций. Другими словами, книги для начинающих делятся на две категории - эти три книги, известные в кругах рисовальщиков каждому первому, и все остальные.

Книги следующие:

  • Drawing on the right side of the brain by Betty Edwards (Откройте в себе художника, Бетти Эдвардс)
  • Keys to Drawing by Bert Dodson (Ключи к искусству рисунка, Берт Додсон)
  • Fun With A Pencil by Andrew Loomis (Забавы с карандашом, Эндрю Лумис)

Я прочитал их все. Плюс еще книгу Drawing For Dummies by Brenda Hoddinott and Jamie Combs (Рисование для "чайников", Бренда Ходдинотт). Ниже - мой отзыв о каждой из них.

Читал я их в оригинале, но все они переведены, поэтому на всякий случай указал названия и на русском, если вдруг кто-то не знает английского. За качество перевода, естественно, ручаться не могу.

Drawing on the right side of the brain by Betty Edwards

Drawing on the right side of the brain by Betty Edwards

Самая популярная и самая же противоречивая книга.

Некоторые факты про нее:

  • С нее начинал если и не каждый первый, то каждый второй так точно.
  • Прочитавшие ее со временем меняют свое мнение о ней с резко положительного на резко негативное.
  • Она действительно работает.

В целом, именно из-за последнего пункта она и обрела такую популярность. Рисовать аки Рембрандт после ее прочтения не станете, но прогресс будет ощутимым, если конечно с полного нуля начинаете.

Хотя стоит признать, что "работает" таки практически любая книга. Другое дело, что не каждую книгу удается осилить до конца. И вот плюс книги Бетти Эдврадс (а многие видят в этом минус) заключается как раз в том, что она целиком и полностью гуманитарная. Шутки-прибаутки через страницу и прочие увлекательные истории. Педалирование темы волшебного правого полушария и другая псевдонаучность. Акцент на том, что для того, чтобы стать художником, надо научиться "правильно видеть", а не тратить годы и годы на практику.

Вкупе с простыми и интересными заданиями это заряжает позитивом, дает веру в свои силы, позволяет не забросить рисование раньше времени и дочитать книгу до конца.

Резюмируя: если вы не уверены, хотите ли заниматься рисованием или нет, и расцениваете это все больше как эксперимент, какой-то опыт и просто увлекательное времяпрепровождение, то книгу стоит прочитать обязательно. В данном контексте лучше нее не найти.

Мое впечатление сразу после прочтения этой книги, а также мои первые рисунки, можно найти в посте Рисование. Месяц первый.

Время, затраченное на чтение книги и выполнение упражнений в ней: одна неделя. Важно отметить, что здесь и далее я указываю фактическое время, которое у меня ушло на книгу, которое говорит только о том, за сколько я ее прочитал, а не насколько она сложна. Рисую я, конечно, каждый день (ни единого дня еще не пропустил!), но когда сколько. Когда по несколько часов в день, а когда и по несколько минут, что больше для галочки (ага, чтобы сказать "ни единого дня не пропустил"). Плюс делать перерывы в чтении могу в неделю-другую и рисовать в это время что-то другое. Общая корреляция есть, конечно. Но и только.

Keys to Drawing by Bert Dodson

Keys to Drawing by Bert Dodson

А эта книга интересна тем, что о ней вообще не существует отрицательных отзывов. Она рекомендуется абсолютно всеми и абсолютно всем.

Аналогично предыдущей книге, Keys to Drawing ориентирована на начинающих, т. е. все объясняется "на пальцах" исходя из предположения, что вы только вчера взяли в руки карандаш.

Из различий - минимум воды, максимум теории и практики. Под сотню заданий, многие из которых приходится переделывать десятки раз. Т. е. это уже не увеселительное чтиво, а своего рода учебник. И придется не то что работать, а пахать в прямом смысле этого слова. Но стоит того. Информация дается ценнейшая (для новичков).

В заданиях помимо всего прочего придется рисовать натюрмортики:

Натюрморт, задание по книге Ключи к рисованию

Драпировки:

Шапочка, задание по книге Ключи к рисованию

Мебель:

Стул, задание по книге Ключи к рисованию

Здания:

Небоскреб, задание по книге Ключи к рисованию

Интерьеры:

Интерьер, задание по книге Ключи к рисованию

Портреты:

Рей Чарльз, задание по книге Ключи к рисованию

Понятное дело, что все эти задания не вида "а теперь идите рисовать, что хотите". Сначала дается теория и раскрывается та или иная тема (перспектива, свет и т. д.), а затем идут уже упражнения, нацеленные исключительно на закрепление полученного материала.

Время, затраченное на чтение: чуть меньше двух месяцев.

Drawing For Dummies by Brenda Hoddinott and Jamie Combs

Drawing For Dummies by  Brenda Hoddinott and Jamie Combs

После прочтения двух предыдущих книг, я встал перед дилеммой. С одной стороны у меня уже было достаточно базовых знаний, чтобы начать двигаться куда-то дальше. С другой - практика явно не догоняла теорию, и неплохо было бы еще немного всякого разного порисовать. А т. к. с фантазией у меня туго, стал искать очередную книгу для новичков с упражнениями в ней.

Искал не долго. Выбор пал на знакомое издание For Dummies, которое разочаровало меня только единожды (JavaScript for Dummies - пожалуй, худшая книга о JS, которую я так и не смог осилить). Ну что же, стоит признать - издание разочаровало меня во второй раз.

Совершенно скучная и водянистая книга с какой-то странной подачей материала. Склонен считать, что если бы я начал изучать рисование с нее - давно бы забросил.

Но задания в ней имеются, что в первую очередь и требовалось. Хотя бы животных порисовал:

Кошка, задание по книге Рисование для чайников

Фламинго, задание по книге Рисование для чайников

Буйвол, задание по книге Рисование для чайников

И что-то даже про анатомию узнал:

Носы, задание по книге Рисование для чайников

Что порадовало, в книге немного уделили внимания штриху:

Штрих, задание по книге Рисование для чайников

Намного полней раскрыли тему перспективы:

Перспектива, задание по книге Рисование для чайников

Перспектива, задание по книге Рисование для чайников

Перспектива, задание по книге Рисование для чайников

Коснулись композиции (забавное задание - взять картиночку и перерисовать ее с перестановкой предметов для улучшения композиции):

Композиция, задание по книге Рисование для чайников, выступление Ализи

Ну и портретики, куда же без них:

Франсуаза Арди

Портрет

В целом, я остался доволен книгой. Хорошо дополнила предыдущие. Но осадочек почему-то остался, да. Книгу в раздел обязательных к прочтению включить не рискну. Разве что только как факультативную.

Время, затраченное на книгу: чуть меньше месяца.

Fun With A Pencil by Andrew Loomis

Fun With A Pencil by Andrew Loomis

Последняя из трех обязательных к прочтению книг. В отличие от предыдущих, она раскрывает рисование совершенно с другой стороны и посвящена исключительно построению.

Построение вообще вещь очень сложная, и книг по ней много. В целом, классическая школа стоит на следующем тезисе: нельзя нарисовать то, строения чего ты не знаешь. Даже с натуры. Откуда и требование знать пластическую анатомию и названия всех костей и мышц, прежде чем приступать к рисованию людей, например. Ну а уж при рисовании по представлению (другими словами, "из головы") без построения вообще никуда. И пусть это будет даже какой-то комикс. Ну ок, нарисовать персонажа в фас еще можно как-то на автомате, а в развороте 3/4 и смотрящего вверх? Вот. Для всего этого и надо знать строение этого самого персонажа, чтобы в голове крутить его 3D модельку как захочется, грубо говоря. Тогда и проблемы с изображением чего угодно и в каком угодно ракурсе не будет.

Но книга немного не о том. Точнее как раз таки о том, но в сильно-сильно упрощенном варианте. Буквально как ребенку объясняется что такое построение и для чего оно нужно. Что такое форма и объем. И так далее.

Во всех упражнениях требуется рисовать людей (изначально в мультяшном стиле), причем не с натуры и не повторяя иллюстрации, а из головы. И совершенно без каких либо требований к конечному результату. Так как главное здесь - уловить сам принцип.

Вначале рисуются вот такие забавные рожицы:

Рожицы, задание по книге Забавы с карандашом

Больше похожи на детские рисунки дошкольника. Ну и пусть. Главное понять суть. В данном случае сначала рисуется сфера (базовая форма), на ней намечаются линии, отвечающие за разворот этой сферы (что будет ракурсом конечной головы) и которые определяют точки крепления дополнительных форм (нос, глаза, рот и т. д.). Таким образом мы можем уже рисовать лица не только в одном удобном нам ракурсе, а в абсолютно любом. Что и требуется.

После абстрактных лиц (где базой может служить просто сфера) начинают рассматриваться принципы построения реалистичных голов:

Рисование голов, задание по книге Забавы с карандашом

Данный метод известен как "the divided ball and plane method" и разработан, собственно, самим Лумисом. Здесь этот метод затрагивается лишь слегка, т. к. весьма сложен для новичка и по нему написана отдельная книга, Drawing The Head & Hands. Вообще, у Лумиса много книг на эту тему, в том числе Successful Drawing в целом про построение и Figure Drawing For All It’s Worth конкретно про построение фигуры человека. И все они обязательны к прочтению. Другое дело, что они совсем другого уровня и их лучше отложить на потом.

В общем, сей метод должен помогать рисовать головы в любом положении:

Рисование головы, задание по книге Забавы с карандашом

Что очень актуально для иллюстраторов, комиксистов, аниматоров и далее по списку. Т. е. всем тем, кому по долгу службы приходится рисовать большое количество однотипных персонажей в разных позах. Собственно, откуда этот метод и появился. Лумис же коммерческим художником был. И постоянно сроки срывал. Т. к. взять нужного персонажа и нарисовать его в требуемом в ТЗ ракурсе не так уж и легко. Разработка этого метода и послужила решением проблемы.

После лиц слегка затрагивается фигура человека и позы:

Позы, задание по книге Забавы с карандашом

Позы, задание по книге Забавы с карандашом

А также элементы одежды:

Одежда, задание по книге Забавы с карандашом

Одежда, задание по книге Забавы с карандашом

Вердикт: книга просто обязательна к прочтению, т. к. она посвящена теме, которую избегают практически все остальные книги для новичков.

Время, затраченное на книгу: чуть больше месяца.

Не книгами едиными

Понятное дело, что одними книгами и заданиями в них себя ограничивать не стоит ни в коем случае. Книги они как общий вектор движения, плюс как стимул рисовать, когда в голове пусто и ничего не хочется (а задания - надо, хочешь не хочешь, в этом и плюс). Параллельно можно рисовать что угодно, бегло просматривать другие книги, читать статьи и обсуждения, смотреть обучающие ролики и так далее. Все это на первых порах имеет важность не меньшую, чем сами книги. Точнее не так - потребление разрозненной информации из разных источников является необходимым дополнением к чтению книг. Книги они толстые и умные, и на этом фоне запросто смогут сделать неопытного читателя своим адептом. Чтобы этого избежать, надо оставаться скептиком и постоянно задаваться вопросами. И вот с последним как раз и помогает чтение всего подряд - статей, форумов, отзывов, словесных баталий, чужого опыта, примеров успеха и неудач. Благо тема рисования не такая уж и популярная, и за несколько месяцев неспешного гугления можно пропустить через себя большую часть информации, что на русском, что на английском. Во всяком случае меня уже особо гуглить не тянет - все что хотел уже перечитал, все относительно понятно, вектор дальнейшего развития выбран, осталось только рисовать.

В процессе чтения книг я продолжал заниматься тем, с чего и начинал, рисованием с монитора персонажей анимационных ситкомов:

Футурама, рисунок

Лила и Калькулон

Лиза и доктор Зойдберг

Барт и Бернс

Симпсоны

Американский папаша

Натюрмортов:

Натюрморт из трех предметов

Просто отдельных предметов:

Рисунок курительной трубки

Также выполнял задания из какого-то видео урока по контролю руки:

Упражнение на контроль руки

Немного порисовал композишки из примитивов:

Геометрические примитивы

Геометрические примитивы

Геометрические примитивы

Параллельно читал книгу The Natural Way to Draw Кимона Николаидиса и выполнял задания по ней:

Жестовый рисунок по К. Николаидису

Жестовый рисунок по К. Николаидису

Как дочитаю ее - обязательно напишу отзыв отдельным постом. Но будет это не скоро, не одолел пока до конца и первой секции, а их всего штук двадцать.

Делал быстрые наброски лиц:

Быстрые наброски лиц

Ну и конечно портретики:

Рисунок Ализи

Рисунок Ализи

Что дальше

А дальше - непосредственно начинать учиться рисовать. Да-да, все что было выше я расценивал исключительно как подготовительный этап. Разогреться, так сказать. Перечисленные книги для новичков относятся к рисованию ровно также, как и книга "PHP за 24 часа" - к программированию.

Т. е. перехожу к академическому рисунку, фундаментальным знаниям и тому подобному. Не начинал сразу с этого, т. к. знал - не потяну, заброшу, не увижу смысла. Сейчас уже и потяну, и не заброшу, и смысл очевиден.

Читаю на данный момент Николая Ли, "Основы учебного академического рисунка".

Рисунок куба

Рисунок цилиндра в ракурсе

Читаю почти три месяца как. И уже на 55-ой странице! Из 482-х.

Каждая страница этой книги - это боль и страдание, часы практики и стопка переведенной бумаги. И полное осознание своей беспомощности и абсолютно нулевого уровня. И маленький, буквально миллиметровый шажок вперед, к овладению изобразительным искусством.

Но другого в принципе и не дано. Надо. И мне это, к слову, даже нравится. Своего рода проверка на прочность, вызов. Смогу ли я?

Помимо всех эти кубов, изредка забегаю сильно вперед и рисую все те же портретики.

С попытками в построение:

Рисунок Ализи с построением

И "от пятна":

Рисунок Ализи от пятна

Рисунок Ализи от пятна

Рисунок Ализи от пятна

Портретики рисую просто развлечься и совершенно не критичен к результату. К серьезному рисованию портретов я приду не скоро, для этого еще слишком много знаний предстоит провернуть через себя и набраться опыта. А пока вот так.

PS

Что вообще по книгам и структурному подходу к изучению рисунка, то в интернете в узких кругах широко известна следующая картинка:

Книги по рисованию

Картинка кликабельна, откроется в новом окне.

В принципе, все так и есть. Первый столбец я одолел, перешел ко второму. И дальше планирую двигаться слева направо с небольшими корректировками (скорее всего головой займусь раньше общей анатомии, а цвет так вообще оставлю под конец). Книги здесь приведены не все, а так сказать минимальный рекомендуемый объем.

PPS

Суммарный объем отрисовки у меня такой:

Пачка рисунков

Стопку можно смело множить на два, т. к. рисую с двух сторон. Смотрится внушительно, но на самом деле не так уж и много, с учетом дистанции в полгода. Рисую не фанатично, обычно порядка часа в день. Если руки дойдут, то к концу года рисования отсканирую абсолютно все рисунки и прикручу к ним удобный веб-интерфейсик, чтобы можно было проследить прогресс.

Комментарии

Недавно обнаружил дальнозоркость на левом глазу. Уже с 3х метров мелкие детали предметов размыты. Могу ли я стать художником в таком случае?

Ой, ошибся. Близорукость

Вряд ли я смогу ответить( Это больше вопрос к педагогам, через которых прошла ни одна сотня студентов, они уже на такой выборке могут сказать, сильно ли мешает плохое зрение обучению.

Но лично мое мнение - если более-менее видишь на вытянутую руку, то уже нормально.

У меня у самого минус 2-2.5 на оба глаза, все мылиться начинает уже через метр. Но никогда таким вопросом не задавался, мешает мне это или нет. В конце концов не зрению решать, чем мне заниматься.