Книг для начинающих рисовать много. Десятки их, если не под сотню. Но среди всего этого обилия сильно выделяются только три из них, которые уверенно занимают весь топ-3 мест в списке обязательных к прочтению любому новичку. Список этот, к слову, и состоит всего из трех позиций. Другими словами, книги для начинающих делятся на две категории - эти три книги, известные в кругах рисовальщиков каждому первому, и все остальные.
Книги следующие:
- Drawing on the right side of the brain by Betty Edwards (Откройте в себе художника, Бетти Эдвардс)
- Keys to Drawing by Bert Dodson (Ключи к искусству рисунка, Берт Додсон)
- Fun With A Pencil by Andrew Loomis (Забавы с карандашом, Эндрю Лумис)
Я прочитал их все. Плюс еще книгу Drawing For Dummies by Brenda Hoddinott and Jamie Combs (Рисование для "чайников", Бренда Ходдинотт). Ниже - мой отзыв о каждой из них.
Читал я их в оригинале, но все они переведены, поэтому на всякий случай указал названия и на русском, если вдруг кто-то не знает английского. За качество перевода, естественно, ручаться не могу.
Drawing on the right side of the brain by Betty Edwards
Самая популярная и самая же противоречивая книга.
Некоторые факты про нее:
- С нее начинал если и не каждый первый, то каждый второй так точно.
- Прочитавшие ее со временем меняют свое мнение о ней с резко положительного на резко негативное.
- Она действительно работает.
В целом, именно из-за последнего пункта она и обрела такую популярность. Рисовать аки Рембрандт после ее прочтения не станете, но прогресс будет ощутимым, если конечно с полного нуля начинаете.
Хотя стоит признать, что "работает" таки практически любая книга. Другое дело, что не каждую книгу удается осилить до конца. И вот плюс книги Бетти Эдврадс (а многие видят в этом минус) заключается как раз в том, что она целиком и полностью гуманитарная. Шутки-прибаутки через страницу и прочие увлекательные истории. Педалирование темы волшебного правого полушария и другая псевдонаучность. Акцент на том, что для того, чтобы стать художником, надо научиться "правильно видеть", а не тратить годы и годы на практику.
Вкупе с простыми и интересными заданиями это заряжает позитивом, дает веру в свои силы, позволяет не забросить рисование раньше времени и дочитать книгу до конца.
Резюмируя: если вы не уверены, хотите ли заниматься рисованием или нет, и расцениваете это все больше как эксперимент, какой-то опыт и просто увлекательное времяпрепровождение, то книгу стоит прочитать обязательно. В данном контексте лучше нее не найти.
Мое впечатление сразу после прочтения этой книги, а также мои первые рисунки, можно найти в посте Рисование. Месяц первый.
Время, затраченное на чтение книги и выполнение упражнений в ней: одна неделя. Важно отметить, что здесь и далее я указываю фактическое время, которое у меня ушло на книгу, которое говорит только о том, за сколько я ее прочитал, а не насколько она сложна. Рисую я, конечно, каждый день (ни единого дня еще не пропустил!), но когда сколько. Когда по несколько часов в день, а когда и по несколько минут, что больше для галочки (ага, чтобы сказать "ни единого дня не пропустил"). Плюс делать перерывы в чтении могу в неделю-другую и рисовать в это время что-то другое. Общая корреляция есть, конечно. Но и только.
Keys to Drawing by Bert Dodson
А эта книга интересна тем, что о ней вообще не существует отрицательных отзывов. Она рекомендуется абсолютно всеми и абсолютно всем.
Аналогично предыдущей книге, Keys to Drawing ориентирована на начинающих, т. е. все объясняется "на пальцах" исходя из предположения, что вы только вчера взяли в руки карандаш.
Из различий - минимум воды, максимум теории и практики. Под сотню заданий, многие из которых приходится переделывать десятки раз. Т. е. это уже не увеселительное чтиво, а своего рода учебник. И придется не то что работать, а пахать в прямом смысле этого слова. Но стоит того. Информация дается ценнейшая (для новичков).
В заданиях помимо всего прочего придется рисовать натюрмортики:
Драпировки:
Мебель:
Здания:
Интерьеры:
Портреты:
Понятное дело, что все эти задания не вида "а теперь идите рисовать, что хотите". Сначала дается теория и раскрывается та или иная тема (перспектива, свет и т. д.), а затем идут уже упражнения, нацеленные исключительно на закрепление полученного материала.
Время, затраченное на чтение: чуть меньше двух месяцев.
Drawing For Dummies by Brenda Hoddinott and Jamie Combs
После прочтения двух предыдущих книг, я встал перед дилеммой. С одной стороны у меня уже было достаточно базовых знаний, чтобы начать двигаться куда-то дальше. С другой - практика явно не догоняла теорию, и неплохо было бы еще немного всякого разного порисовать. А т. к. с фантазией у меня туго, стал искать очередную книгу для новичков с упражнениями в ней.
Искал не долго. Выбор пал на знакомое издание For Dummies, которое разочаровало меня только единожды (JavaScript for Dummies - пожалуй, худшая книга о JS, которую я так и не смог осилить). Ну что же, стоит признать - издание разочаровало меня во второй раз.
Совершенно скучная и водянистая книга с какой-то странной подачей материала. Склонен считать, что если бы я начал изучать рисование с нее - давно бы забросил.
Но задания в ней имеются, что в первую очередь и требовалось. Хотя бы животных порисовал:
И что-то даже про анатомию узнал:
Что порадовало, в книге немного уделили внимания штриху:
Намного полней раскрыли тему перспективы:
Коснулись композиции (забавное задание - взять картиночку и перерисовать ее с перестановкой предметов для улучшения композиции):
Ну и портретики, куда же без них:
В целом, я остался доволен книгой. Хорошо дополнила предыдущие. Но осадочек почему-то остался, да. Книгу в раздел обязательных к прочтению включить не рискну. Разве что только как факультативную.
Время, затраченное на книгу: чуть меньше месяца.
Fun With A Pencil by Andrew Loomis
Последняя из трех обязательных к прочтению книг. В отличие от предыдущих, она раскрывает рисование совершенно с другой стороны и посвящена исключительно построению.
Построение вообще вещь очень сложная, и книг по ней много. В целом, классическая школа стоит на следующем тезисе: нельзя нарисовать то, строения чего ты не знаешь. Даже с натуры. Откуда и требование знать пластическую анатомию и названия всех костей и мышц, прежде чем приступать к рисованию людей, например. Ну а уж при рисовании по представлению (другими словами, "из головы") без построения вообще никуда. И пусть это будет даже какой-то комикс. Ну ок, нарисовать персонажа в фас еще можно как-то на автомате, а в развороте 3/4 и смотрящего вверх? Вот. Для всего этого и надо знать строение этого самого персонажа, чтобы в голове крутить его 3D модельку как захочется, грубо говоря. Тогда и проблемы с изображением чего угодно и в каком угодно ракурсе не будет.
Но книга немного не о том. Точнее как раз таки о том, но в сильно-сильно упрощенном варианте. Буквально как ребенку объясняется что такое построение и для чего оно нужно. Что такое форма и объем. И так далее.
Во всех упражнениях требуется рисовать людей (изначально в мультяшном стиле), причем не с натуры и не повторяя иллюстрации, а из головы. И совершенно без каких либо требований к конечному результату. Так как главное здесь - уловить сам принцип.
Вначале рисуются вот такие забавные рожицы:
Больше похожи на детские рисунки дошкольника. Ну и пусть. Главное понять суть. В данном случае сначала рисуется сфера (базовая форма), на ней намечаются линии, отвечающие за разворот этой сферы (что будет ракурсом конечной головы) и которые определяют точки крепления дополнительных форм (нос, глаза, рот и т. д.). Таким образом мы можем уже рисовать лица не только в одном удобном нам ракурсе, а в абсолютно любом. Что и требуется.
После абстрактных лиц (где базой может служить просто сфера) начинают рассматриваться принципы построения реалистичных голов:
Данный метод известен как "the divided ball and plane method" и разработан, собственно, самим Лумисом. Здесь этот метод затрагивается лишь слегка, т. к. весьма сложен для новичка и по нему написана отдельная книга, Drawing The Head & Hands. Вообще, у Лумиса много книг на эту тему, в том числе Successful Drawing в целом про построение и Figure Drawing For All It’s Worth конкретно про построение фигуры человека. И все они обязательны к прочтению. Другое дело, что они совсем другого уровня и их лучше отложить на потом.
В общем, сей метод должен помогать рисовать головы в любом положении:
Что очень актуально для иллюстраторов, комиксистов, аниматоров и далее по списку. Т. е. всем тем, кому по долгу службы приходится рисовать большое количество однотипных персонажей в разных позах. Собственно, откуда этот метод и появился. Лумис же коммерческим художником был. И постоянно сроки срывал. Т. к. взять нужного персонажа и нарисовать его в требуемом в ТЗ ракурсе не так уж и легко. Разработка этого метода и послужила решением проблемы.
После лиц слегка затрагивается фигура человека и позы:
А также элементы одежды:
Вердикт: книга просто обязательна к прочтению, т. к. она посвящена теме, которую избегают практически все остальные книги для новичков.
Время, затраченное на книгу: чуть больше месяца.
Не книгами едиными
Понятное дело, что одними книгами и заданиями в них себя ограничивать не стоит ни в коем случае. Книги они как общий вектор движения, плюс как стимул рисовать, когда в голове пусто и ничего не хочется (а задания - надо, хочешь не хочешь, в этом и плюс). Параллельно можно рисовать что угодно, бегло просматривать другие книги, читать статьи и обсуждения, смотреть обучающие ролики и так далее. Все это на первых порах имеет важность не меньшую, чем сами книги. Точнее не так - потребление разрозненной информации из разных источников является необходимым дополнением к чтению книг. Книги они толстые и умные, и на этом фоне запросто смогут сделать неопытного читателя своим адептом. Чтобы этого избежать, надо оставаться скептиком и постоянно задаваться вопросами. И вот с последним как раз и помогает чтение всего подряд - статей, форумов, отзывов, словесных баталий, чужого опыта, примеров успеха и неудач. Благо тема рисования не такая уж и популярная, и за несколько месяцев неспешного гугления можно пропустить через себя большую часть информации, что на русском, что на английском. Во всяком случае меня уже особо гуглить не тянет - все что хотел уже перечитал, все относительно понятно, вектор дальнейшего развития выбран, осталось только рисовать.
В процессе чтения книг я продолжал заниматься тем, с чего и начинал, рисованием с монитора персонажей анимационных ситкомов:
Натюрмортов:
Просто отдельных предметов:
Также выполнял задания из какого-то видео урока по контролю руки:
Немного порисовал композишки из примитивов:
Параллельно читал книгу The Natural Way to Draw Кимона Николаидиса и выполнял задания по ней:
Как дочитаю ее - обязательно напишу отзыв отдельным постом. Но будет это не скоро, не одолел пока до конца и первой секции, а их всего штук двадцать.
Делал быстрые наброски лиц:
Ну и конечно портретики:
Что дальше
А дальше - непосредственно начинать учиться рисовать. Да-да, все что было выше я расценивал исключительно как подготовительный этап. Разогреться, так сказать. Перечисленные книги для новичков относятся к рисованию ровно также, как и книга "PHP за 24 часа" - к программированию.
Т. е. перехожу к академическому рисунку, фундаментальным знаниям и тому подобному. Не начинал сразу с этого, т. к. знал - не потяну, заброшу, не увижу смысла. Сейчас уже и потяну, и не заброшу, и смысл очевиден.
Читаю на данный момент Николая Ли, "Основы учебного академического рисунка".
Читаю почти три месяца как. И уже на 55-ой странице! Из 482-х.
Каждая страница этой книги - это боль и страдание, часы практики и стопка переведенной бумаги. И полное осознание своей беспомощности и абсолютно нулевого уровня. И маленький, буквально миллиметровый шажок вперед, к овладению изобразительным искусством.
Но другого в принципе и не дано. Надо. И мне это, к слову, даже нравится. Своего рода проверка на прочность, вызов. Смогу ли я?
Помимо всех эти кубов, изредка забегаю сильно вперед и рисую все те же портретики.
С попытками в построение:
И "от пятна":
Портретики рисую просто развлечься и совершенно не критичен к результату. К серьезному рисованию портретов я приду не скоро, для этого еще слишком много знаний предстоит провернуть через себя и набраться опыта. А пока вот так.
PS
Что вообще по книгам и структурному подходу к изучению рисунка, то в интернете в узких кругах широко известна следующая картинка:
Картинка кликабельна, откроется в новом окне.
В принципе, все так и есть. Первый столбец я одолел, перешел ко второму. И дальше планирую двигаться слева направо с небольшими корректировками (скорее всего головой займусь раньше общей анатомии, а цвет так вообще оставлю под конец). Книги здесь приведены не все, а так сказать минимальный рекомендуемый объем.
PPS
Суммарный объем отрисовки у меня такой:
Стопку можно смело множить на два, т. к. рисую с двух сторон. Смотрится внушительно, но на самом деле не так уж и много, с учетом дистанции в полгода. Рисую не фанатично, обычно порядка часа в день. Если руки дойдут, то к концу года рисования отсканирую абсолютно все рисунки и прикручу к ним удобный веб-интерфейсик, чтобы можно было проследить прогресс.
Комментарии
Недавно обнаружил дальнозоркость на левом глазу. Уже с 3х метров мелкие детали предметов размыты. Могу ли я стать художником в таком случае?
Ой, ошибся. Близорукость
Вряд ли я смогу ответить( Это больше вопрос к педагогам, через которых прошла ни одна сотня студентов, они уже на такой выборке могут сказать, сильно ли мешает плохое зрение обучению.
Но лично мое мнение - если более-менее видишь на вытянутую руку, то уже нормально.
У меня у самого минус 2-2.5 на оба глаза, все мылиться начинает уже через метр. Но никогда таким вопросом не задавался, мешает мне это или нет. В конце концов не зрению решать, чем мне заниматься.
Спасибо